Работа с родителями

 Классическая музыка для детей.

Практически во всех статьях, посвященных музыкальному развитию детей, упоминается о том, что детям очень полезно включать классическую музыку. Она благотворно влияет на общее развитие человека, на его психику.
Но не всякая классическая музыка одинаково полезна. Она очень тяжелая для восприятия даже для взрослого, подготовленного слушателя. Гораздо понятнее для восприятия ребенка народная музыка. Но все равно классическая музыка нужна.
Какие же классические произведения лучше включать слушать для детей?
Я предлагаю список произведений, которые легко воспринимать. Часть из них написаны специально для детей.

Бах

Бах. Соната для флейты и клавесина. Siciliano
Бах. Сюита для оркестра №3. Aria
Бах. Сюита для флейты и струнных. Менуэт.
Бах. Музыкальное приношение. Allegro
Бах. Сюита для виолончели №1. Preludia
Бах. Партита для скрипки №3. Preludia
Бах. Шутка
Беккер. Марш “Радость победы”

Бетховен

Бетховен. Соната №14. I часть. Adagio sostenuto
Бетховен. Соната №14. II часть. Allegretto & Trio
Бетховен. Соната №14. III часть. Prest Agitato
Бетховен. К Элизе
Бизе. Интермеццо (отрывок из оперы “Кармен”)
Боккерини. Менуэт

Вивальди. “Времена года”

Весна. Allegro
Весна. Largo
Весна. Allegro
Лето.  Allegro non molto
Лето. Adagio
Лето. Presto
Осень. Allegro
Осень. Adagio molto
Осень. Allegro
Зима. Allegro non molto
Зима. Largo
Зима.  Allegro
Глинка. Детская полька
Глинка. Вальс
Грибоедов. Вальс
Григ. Сюита “Пер Гюнт”. Утро.
Григ. Сюита “Пер Гюнт”. Танец Анитры
Дебюсси. Маленькая сюита. В лодке
Кабалевский. Клоуны
Монти. Чардаш

Моцарт

Моцарт. Маленькая ночная серенада. Allegro
Моцарт. Маленькая ночная серенада. Rondo Allegro
Моцарт. Rondo Alla Turka (Турецкий марш)
Моцарт. Зальцбургская симфония №1 ре мажор. I часть (Allegro)
Моцарт. Фантазия ре минор
Моцарт. Концерт №2 для флейты с оркестром. Rondo Allegro
Моцарт. Симфония №40 соль минор. I часть
Моцарт. Зальцбургская симфония №2. Allegro assai
Моцарт. Симфония №22 до мажор. Allegro assai
Моцарт. Симфония №29 ля мажор. Allegro con spirito
Моцарт. Симфония №41 (“Юпитер”). Menuetto Allegro
Паганини-Лист. Этюд ля минор

Прокофьев. Альбом “Детская музыка”

Ходит месяц
Пятнашки
Шествие кузнечиков
Сказочка
Тарантелла
Утро
Вальс
Вечер
Дождь и радуга
Марш
Прогулка
Раскаяние
Прокофьев. Танец рыцарей (фрагмент из балета “Ромео и Джульетта”)
Равель. Болеро
Римский-Корсаков. Полет шмеля (фрагмент из оперы “Сказка о царе Салтане”)
Сен-Санс. Лебедь
Телеман. Соната до минор
Хандошкин. Allegro
Хандошкин. Охота
Цыганков. “Цыганочка”

Шопен

Шопен. Ноктюрн №1 op.9
Шопен. Ноктюрн №2 op.2
Шопен. Ноктюрн №1 op.15
Шопен. Ноктюрн №2 op.27
Шопен. Ноктюрн №1 op.32

Штраус

Штраус. Полька “Трик-трак”
Штраус. Вальс “Весенние голоса”
Штраус.  Полька “Прощание с Петербургом”
Штраус. Полька “Перпетуум мобиле”
Штраус. Полька “На охоте”
Штраус. Венгерская полька
Штраус. Вальс “Венская кровь”
Штраус. Полька-Анка
Штраус. Полька “Гром и молния”
Штраус. Полька “Игривая кровь”
Штраус. Вальс “Сокровище”
Штраус. Пиццикато-полька
Штраус. Французская полька “В крапфенвальде”
Штраус. Вальс “Голубой Дунай”
Шуберт. Квинтет “Форель” (отрывок)

Шуман. “Альбом для юношества”

Бедный сиротка
Веселый крестьянин
Дед Мороз
Маленький романс
Марш
Мелодия
Незнакомец
Охотничья песенка
Первая потеря
Песенка жнецов
Песенка
Пьеска
Сицилийская песенка
Смелый наездник
Хороводная песня

Чайковский. Альбом “Времена года”.

Январь. У камелька
Февраль. Масленица
Март. Песнь жаворонка
Апрель. Подснежник
Май. Белые ночи
Июнь. Баркарола
Июль. Песнь косаря
Август. Жатва
Сентябрь. Охота
Октябрь. Осенняя песнь
Ноябрь. На тройке
Декабрь. Святки

Чайковский. Отрывки из балета “Лебединой озеро”

Тема лебедя
Танец маленьких лебедей
Венгерский танец

Чайковскпй. Отрывки из балета “Щелкунчик”

Рождественская елка
Марш
Детский танец и прибытие гостей
Начало волшебства
Битва Щелкунчика с Мышиным Королем
Сцена в сосновом лесу
Вальс снежинок
Волшебный замок
Шоколад. Испанский танец
Кофе. Арабский танец
Чай. Китайский танец
Трепак
Танец пастушков
Вальс цветов
Па-де-де Танец Принца и феи Драже
Вариация 1. Тарантелла
Вариация 2. Танец феи Драже

Чайковский. Детский альбом

Утренняя молитва
Зимнее утро
Игра в лошадки
Мама
Марш деревянных солдатиков
Болезнь куклы
Похороны куклы
Вальс
Новая кукла
Мазурка
Русская пляска
Мужик на гармонике играет
Камаринская
Полька
Итальянская песенка
Старинная французская песенка
Немецкая песенка
Неаполитанская песенка
Нянина сказка
Баба Яга
Сладкая греза
Песнь жаворонка
Шарманщик поет
В церкви
Чайковский. Сентиментальный вальс
Военный марш “Гренадер”






Музицирование с ребенком дома? Это несложно! 

🎼И НУЖНО!

🎶 Какие инструменты подходят для самых маленьких и постарше? Принципы домашнего музицирования с ребенком в разном возрасте.
☀Есть несколько вопросов, с которыми сталкиваются родители , когда  покупают музыкальные инструменты для детей .
1."Мне медведь на ухо наступил, как же я буду петь с детьми?!"
Главное- это мамин/папин голос и радость совместной деятельности и творчества. И у вас есть прекрасная возможность развивать музыкальный слух вместе;) Знаете ли вы, что истинно "медвеухих"- ничтожный процент? Вы не из их числа, это точно!

2. "Ребенок будет постоянно играть, шуметь, хватать барабан! Он нас с ума сведет!"
Правильно, потому что музыкальные инструменты не должны быть среди игрушек. Вы же не кладете вперемежку с игрушками краски и фломастеры, коньки и ракетку? Если кладете, то зря) У музыкальных инструментов должно быть место и время, как для спортинвентаря и художественных принадлежностей.

3. "Ноты, музыка, это так сложно".
Когда вы начнете музицировать с ребенком, не надо сразу думать о нотах. Начинайте подыгрывать любимой песенке, танцуйте под любимую зажигательную мелодию, импровизируйте. Потом уже подключите простые инструменты на которых сможете играть простые мелодии...и вам обязательно захочется освоить вместе с ребенком и нотный язык. А для этого есть множество возможностей! Но сначала- давайте просто звучать, слушать, петь, танцевать! Даже когда в ухе медведь, а в руках только маленькая погремушка или колокольчик


































Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!»
                                                   Консультация для родителей. 
                      Как воспитывать музыкальное восприятие у ребѐнка в семье?
 Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? Многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребѐнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.  Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребѐнок всегда эмоционально реагирует на неѐ. Главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребѐнка. От взрослого зависит то, чтобы ребѐнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребѐнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.
Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребѐнку, тогда и он начинает понимать и любить еѐ. Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребѐнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чѐм она рассказывает, какие чувства и настроения несѐт в себе. Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребѐнка помимо его воли слушать музыку.
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Большой выбор предлагает и интернет: здесь можно не только послушать музыку, но и увидеть презентацию еѐ. Голубой экран позволяет ребѐнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребѐнка. Во время этих передач нужно помочь ребѐнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи передачи на канале «Культура» и другие. Канал «Культура» предлагает мультфильмы из серии «Сказки старого пианино», где классическая музыка сопровождается показом сказки, образ, который навевает музыка. Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать.просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать еѐ, тем более слушать до конца. И главное много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребѐнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию. Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее когда они станут школьниками лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».


          Какую музыку слушать ребенку? 

Список классической музыки для каждодневного прослушивания

Шопен «Мазурка», «Прелюдия ля-минор», «Прелюдия ми-минор», «Ноктюрн соль-минор», «Прелюдия №15 (Капли дождя)», «Колыбельная ре-бемоль мажор».
Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
Бетховен «Симфония №6», «Соната №8», «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Вивальди «Времена года» (Мажорные части 1 и 3 «Весны», 1 и 2 «Лета», 3 часть  «Осени»).
Чайковский «Щелкунчик», «Детский альбом».
Моцарт «Колыбельная», «Симфония №49», «Струнный квартет №22», «Волшебная флейта», «Симфония №4», практически все фортепианные сонаты и скрипичные концерты.
Шуман «Вариации на тему Abegg», «Арабеска», «Симфония №3 ми-бемоль мажор (Рейнская)», «Грезы».
Глюк «Мелодия для флейты», «Орфей и Эвридика».

Когда и сколько слушать?

Существует несколько правил прослушивания музыки:
- Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
- Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;
- Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;
- Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;

Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день.
Включаем музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды.  По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если ребенку нравится и он в настроении, то почему бы и нет?

Как разные музыкальные произведения влияют на ребенка.

Итак:
Моцарт – ребенок может слушать часами, становится спокойным, умиротворенным, может сосредоточенно играться самостоятельно, не капризничает (включаю почти каждый день в качестве тонизирующей и успокаивающей музыки);
Штраус и Шопен – оказывают бодрящее и стимулирующие влияние. Детям очень нравятся марши и вальсы – становится очень игривым, веселым ;
Бетховен ;
Шуман и Глюк – оказывают успокаивающее действие;
Чайковский – оказывает бодрящее воздействие, особенно «Марш из балета «Щелкунчик»;
Вивальди – поднимает настроение.
Бах.

В заключении
 Предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие.

В качестве справки — основы музыкотерапии.

Основы музыкотерапии

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. 

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения:  Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли. 

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. 

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс»,  Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

 Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

И, специально для мам:


       

Комментариев нет:

Отправить комментарий